Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая экология»

Цель программы – формирование экологической культуры дошкольников через познавательную деятельность естественнонаучного направления.
Задачи:
Предметные:

- актуализировать у воспитанников знания о взаимосвязях в окружающем природном мире (в частности, из предмета «Окружающий мир»), расширять кругозор за счет дополнительных знаний за пределами ФГОС ДО;
- прививать навыки использования научного знания о животном и растительном мире в повседневной жизни;
- прививать навыки экологически целесообразного поведения на основе полученных знаний.
Метапредметные:
- формирование учебно-познавательных компетенций (навыки исследовательские, целеполагания, планирования, анализа, самооценки деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности); - формирование коммуникативных компетенций (умение представлять себя и результаты
своей работы устно и письменно, работа в команде, ответственность за выполняемое дело и общие результаты); - формирование информационных компетенций (навыки работы с различными источниками
информации; развитие навыков самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; установление причинноследственных зависимостей, оценка, прогнозирование, проектирование).
Личностные:
- развивать креативные (творческие) способности;
- способствовать стремлению к саморазвитию, умению поставить цель и ее достигать, развитию рефлексивного мышления и самооценки и др.;
- способствовать формированию компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать экологически целесообразному поведению в повседневной жизни;
- воспитывать ответственное отношение к природе, своему здоровью, своей семье.

Программа занятий

Содержание учебного плана.

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с программой.

Тема 2. Мы – жители Земли.

Теория. Адрес нашего города, края, страны на карте, глобусе.
Адрес планеты во Вселенной. Понятие о Солнечной системе. Как появилась наша планета. Строение планеты Земля. Кто населяет Землю. Знакомство с термином «экология».
Практика. Игра «Вопрос - ответ», «Строение Солнечной системы», практическая работа (изготовление панно) «Мы – жители Земли».

Тема 3. Местообитание: лес, луг, водоём.

Теория. Понятия: «место обитания», «растительное и животное сообщества». Понятие «биоценоз». Биоценоз леса. Значение лесных биоценозов. Биоценоз луга, поля. Пищевые цепи. Понятие «среда обитания». Биоценоз водоёма.
Практика. Экскурсии «Кто где живёт?», «Чудесный лес!», «Чудесный луг!», «Чудесный пруд!»; творческие работы «Нарисуем настоящий лес», «Осенние листья», «На лугу», «Подводный мир» аппликация; игры «Окна земли», «Гусеница», «Что я за животное?», «Пищевая цепочка», «Фотограф и фотоаппарат», «Вопрос - ответ», «На болоте»,
«Водные слова»; кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?»

Тема 4. Знакомство с деревом.

Теория. Знакомство с представителями царства растений – деревьями Липецкой области.
Строение дерева. Функции частей дерева. Как изменяется дерево в разные сезоны года.
Практика. Практическая деятельность «Дерево распознания людей»; игры «Построим дерево», «Таинственный мешок»; творческая работа «Кора дерева».

Тема 5. Зачем дереву нужна почва?

Теория. Почва как необходимый компонент экосистемы леса. Плодородие почвы.
Площади плодородных почв на Земле. Дерево и почва. Система «почва – растение». Практика. Игра «Строение дерева».
Тема 6. Для чего дереву нужны листья?
Теория. Суть процесса фотосинтеза и роль листа в жизни дерева. Разнообразие листьев деревьев – проявление приспособления деревьев к получению максимального количества солнечной энергии. Роль фотосинтеза для жизни на Земле. Уникальная роль растений в экосистеме леса. Растения и состав воздуха (кислород и углекислый газ). Растения как пища для человека и других животных. Культурные и дикорастущие растения.
Практика. Спектакль «Еда для растений». Игра «Пищевая цепочка».

Тема 7. Этажи леса.

Теория. Различие смешанного, хвойного и лиственного лесов. Знакомство с представителями растительного и животного сообществ каждого яруса.
Практика. Кукольный спектакль «Своя квартира»; Практическая деятельность «Этажи леса»; игра «Построим этажи леса»; творческая работа «Кто живёт на дереве, кто под деревом» рисунок.

Тема 8. Цветы.

Теория. Строение растения. Разнообразие, значение и строение цветков растений.
Практика. Игра «Строение цветка»; практическая работа «Цепочка жизни»; творческая работа «Цветы»; экскурсия «Первоцветы».

Тема 9. Семена – дети растений.

Теория. Многообразие семян. Способы распространения.
Практика. Практическая деятельность «Классификация семян»; игра
«Перемешай и соотнеси»;   кукольный спектакль «Из жизни семян»; творческая работа «Семена – дети растений» аппликация.

Тема 10. Место обитания – родной дом.

Теория. Часть I. Понятия: «миграция», «вынужденная миграция», «миграционная волна». Проблема сокращения мест обитания диких животных.
Практика. Игры: «Третий лишний», «Половодье в лесу».

Тема 11. Что делают в лесу птицы?
Теория. Роль птиц в жизни леса. Особенности строения тела птиц, живущих в лесу. Классификация птиц по типу потребляемой пищи: растительноядные, плотоядные и всеядные. Совы и дятлы. Понятие «экологическая ниша».
Практика. Творческая работа «Засели дерево».

Тема 12. Рождение новой жизни.

Теория. Дикие и домашние животные. Роль домашних животных в жизни человека. Жизненный цикл (детство, юность, зрелость, старость). Продолжительность различных жизненных стадий и жизни организмов.
Практика. Творческая работа «Мой домашний любимец».

Тема 13. Итоговое занятие.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie